Subscribe RSS

Камбоджа – Архитектура и скульптура статья 1

Ноя 20

Камбоджа. АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА

Камбоджа. АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА

Наиболее древние из дошедших до нас произведений архитектуры относятся к V —VIII вв. В искусстве этого времени поначалу ощущается значительное индийское влияние. Переработанное в соответствии с местными традициями, оно явилось толчком для создания весьма своеобразных, самобытных памятников.

Доангкорский период славится своей круглой скульптурой. В каменных скульптурных изображениях V —начала VI в. еще присутствует индийское влияние. Однако постепенно все заимствованные элементы сильно трансформировались, и с середины VI в. начал складываться свой оригинальный стиль. В бронзовой скульптуре индийское влияние продолжало сохраняться дольше и ощущалось сильнее. Статуи выполнялись в основном из довольно мягкого светло – серого песчаника. Для статуй божеств, особенно Харихары из храма Прасат Андет , выполненного в полный рост, характерны совершенство пластической моделировки, реалистичные пропорции, отсутствие излишней детализации. Интересны женские фигуры, главным образом изображения богини Лакпшн. При наличии влияния индийского искусства им присущи черты индивидуального кхмерского творчества с подчеркнутой объемностью и выразительностью форм и чувственностью всего облика.

Камбоджа. АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА

Архитектура VII —VIII вв. известна главным образом по сохранившимся одиночным кирпичным святилищам —прасатам. Основная масса таких храмов находится в Самбор Прейкуке и относится к первой половине VII в. Прасаты украшены рельефами, выполненными частично в кирпиче, частично в штукатурке, их фасады украшены порталами с рельефным орнаментом. В целом архитектура и убранство этих сооружений проще, чем в последующий период. Однако уже в них четко прослеживается характерная черта кхмерского искусства —органичный синтез архитектуры и скульптуры. Стены древнейших кхмерских храмов украшались и живописью, но она не сохранилась. Следует отметить, что нам известны только культовые памятники: светские сооружения были деревянными и не уцелели.

Следующий этап в развитии кхмерского искусства, связанный с правлением Джаявармана II , возведенными на общем ступенчатом фундаменте.

Новые тенденции в архитектуре ярко проявились уже в конце IX в. в стиле Ролоус, получившем свое название от одноименного архитектурного памятника. Архитектурная группа Ролоус включает храмы Прэах Ко и Баконг, построенные Индраварманом I, и Лолей, воздвигнутый Яшоварманом I.

Прэах Ко представляет собой комплекс из шести кирпичных прасатов, расположенных по три в ряд и помещенных на общем основании, к которому с четырех сторон ведут лестницы, украшенные львами. Перед первым рядом прасатов установлены статуи трех быков нандин, в честь которых храм и получил название «Священный бык». Боковые створки дверей прасатов, выполненные частично из камня, частично из кирпича, облицованного штукатуркой, богато украшены скульптурными изображениями.

Камбоджа. АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА

Баконг —наиболее сохранившийся из ансамблей Ролоус и первый из известных нам храмов королевской лиги. Этот храмовый комплекс включ

ает пятиступенчатую пирамиду из латерита, облицованного песчаником, высотой 60 м, завершающуюся кирпичным святилищем. Центральная пирамида окружена восемью кирпичными прасатами, удивительно тонко украшенными скульптурой, выполненной в штукатурке и камне. Вся территория окружена каналом и тремя оградами. В композиции этого ансамбля уже намечается четкое деление на постамент – пирамиду и святилище, объем которого всегда устремлен ввысь. Именно такой тип композиционного построения станет общепризнанным в последующие периоды.

Лолей возвышается в центре одноименного искусственного озера длиной 3800 м и шириной 800 м. Четыре кирпичные башни воздвигнуты на общем основании в виде двухступенчатой террасы. В храме были найдены статуи жены и родственников Яшовармана I по женской линии, запечатленных образах женских божеств.

Продолжение статьи Камбоджа.  АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА

Комментарии закрыты.