Subscribe RSS

Камбоджа – Архитектура и скульптура статья 2

Дек 30

Начало статьи Камбоджа – Архитектура и скульптура статья 1

Для круглой скульптуры этого времени характерны более тяжелые и грубые линии при сохранении пластичности форм Черты лица становятся менее выразительными, зато наделяются более ярко выраженными местными этническими чертами: широким носом, утолщенными губами.

Стиль, распространенный в Кампучии в конце IX —начал X в., получил название бакхенгского. Около 900 г. Яшоварман I построил крупнейший храм Пхном Бакхенг. Он был возведен на естественном холме высотой 65 м, получившем форму пяти ступенчатой пирамиды, на вершине которой находились пять башен – святилищ из песчаника. У основания пирамиды и на каждой террасе расположены небольшие кирпичные башенки, общая численность которых достигает 101. В этот период кхмеры переходят на строительство храмов преимущественно и камня, а не из кирпича.

Правление Джаявармана IV . В комплексе Пре Руп центральная пирамида имеет три террасы, на верхней из них располагаются пять башне из песчаника. Центральное святилище установлено на двухступенчатом цоколе. На нижней террасе этого комплекса уже по являются два ряда длинных «залов», в позднейших сооружениях развившихся в галереи. Ансамбль замыкается двумя кон центрическими оградами, внешняя из которых имеет размеры 120×130 м. В декоративном убранстве храма присутствует тра днционный архитектурный прием —рельефные и скульптурны изображения, выполненные в штукатурке, покрывают плоскости стен.

В конце X —начале XI в. были воздвигнуты такие шедевры зодчества, как Такео, Пхимеанакас, Прэахвихеа.

В 967 г. гуру Раджендравармана II —Яджнявараха начал строительство храма Бантеай Срей, что в переводе с кхмерского означает «Цитадель женщины». Среди всех архитектурных творений кхмеров этот храм выделяется своим изяществом и высокими художественными качествами декора. Бантеай Срей отличают миниатюрные размеры при сохранении пропорций крупных храмовых ансамблей. Комплекс включает три башни – святилища высотой не более 9 м на общей платформе и две библиотеки, окруженные тремя оградами и каналом. Святилище частично сложено из светло – розового песчаника, другие постройки —из песчаника серого, темно – красного и голубого тонов. Бантеай Срей часто называют «сокровищем скульптуры» или «резной драгоценностью». Действительно, храм поражает своим скульптурным декором. Наряду с традиционным, чрезвычайно тонко выполненным декоративным орнаментом, включающим изображения божеств, мифологических существ, апсар, животных и растительные узоры, здесь присутствуют и сюжетные рельефы, воспроизводящие сцены из «Махабхараты» и «Рамаяны».

С середины XI в. начинается завершающий этап в развитии классической кхмерской архитектуры, который представлен тремя стилями: Бапхуон, Ангкорват и Байон.

Храм Бапхуон был воздвигнут между 1049 и 1065 гг., при Удайядитьявармане II. Он представляет собой трехступенчатый храм – гору с основанием 120×90 м и высотой башен более 50 м. На верхней террасе на возвышении располагается святилище. Все ярусы пирамиды обнесены крытыми галереями. Стены галереи третьего этажа покрыты барельефами. Декоративное убранство Бапхуона —одно из самых великолепных в кхмерском искусстве. Барельефы сгруппированы в виде небольших квадратных панно. Легендарные сцены из жизни Кришны перемежаются со сценами из повседневной жизни кхмеров. Так как рельефные изображения расположены высоко, преимущественно на верхней террасе, и не предназначены для детального обозрения, их проработка отличается некоторой схематичностью.

Вершиной кхмерского зодчества по праву считают Ангкорват, в котором нашли воплощение все достижения кхмеров в области архитектуры. В этом комплексе наиболее полно воплотился синтез искусств, где объем, цвет, свет, пространство, скульптура и окружающая природа соединились воедино, создав уникальное архитектурное произведение. Ангкорват, сооруженный Сурьяварманом II, выполнял функции храма «дева – раджи», однако посвящался богу Вишну, так как сам Сурьяварман II был вишнуитом. Размеры этого ансамбля огромны. Он обнесен стеной, формирующей прямоугольное пространство 1300×1500м. Стена, в свою очередь, окружена каналом шириной 190 м. Через канал проложена дорога длиной около 350 м и шириной 9,5 м, которая ведет к главному входу, расположенному с западной стороны, а затем плавно поднимается к центральной части храма. С обеих сторон она фланкирована скульптурами львов и змей – нагов.

Продолжение статьи Камбоджа – Архитектура и скульптура статья 3

Комментарии закрыты.